Характерные особенности
Русский народный костюм характеризуется многослойностью, насыщенными оттенками и использованием всевозможных орнаментов. Именно такими особенностями обладает традиционный сарафан, который носили на Руси. Среди основных его черт также можно выделить следующие:
- силуэт прямой или же расклешенный, без выделения линии талии;
- на подоле, в области нагрудной части, ворота рубахи и на рукавах присутствует вышивка. Также в качестве украшения выступают орнаменты, пуговицы и камни;
- многослойность. Русские народные наряды подразумевали наличие рубахи, также надевали кафтаны, подвязывались также фартуки и пояса;
- ноги обязательно прикрывались. Подол доходил до обуви. Руки прикрывались с помощью рубахи, которая оснащалась длинными рукавами.
Народные сарафаны обладали яркой расцветкой. Встречались коричневые, желтые и синие варианты, но особой популярностью обладали красные предметы гардероба. Среди крестьян также популярностью обладал белый цвет. Его считали символом чистоты. Поэтому из выбеленной материи принято было шить передники и сорочки. Придавали материи нужный оттенок с помощью натуральных красителей. Использоваться с этой целью могли как овощи, так и растения.
Сарафан в русском народном стиле мог отличаться с учетом региона. По такому наряду удавалось узнать семейное и социальное положение, а также возраст девушки. Чем богаче она была, тем более роскошным оказывалось убранство. При создании вышивки нередко использовались серебряные и золотые нити. Женский наряд нередко дополнялся с помощью кокошника. Его изготавливали в том же стиле, что и другие предметы гардероба. Чтобы придать нижней части изделия максимальный объем, под него дополнительно надевали юбки.
Русский сарафан в старинных народных песнях
Упоминание о мужских сарафанах встречается в старинных песнях, которые можно было услышать еще в начале прошлого столетия:
Он не в шубе, не в кафтане, В длинном белом сарафане.
Исследователи считают, что термин сарафан, имевший, вероятно, иранское происхождение, возник от слов sarapa или sarapai (одетый с головы до ног) и обозначал первоначально длинную мужскую плечевую одежду с рукавами.
Женской одеждой сарафан становится только в XVII веке. Судя по письменным источникам (завещаниям, договорам, закладным, запискам путешественников и т.д.), сарафаном называлась горничная (то есть комнатная) накладная (надевавшаяся через голову) одежда с рукавами или без рукавов, с пуговицами или без пуговиц.
Однако, подобная накладная одежда — шуба, шубка, сукман, ферязь, саян, шушун — в городах известна была значительно раньше. Например, в приданом волоцкой княжны конца XV века встречаются шубы красного, багряного и светло-зеленого цвета из дорогого фландрского и английского сукна.
Вероятнее всего, сарафанами в XVII столетии стали называть женскую одежду, существовавшую значительно раньше, с середины или конца XIV века и, возможно, какие-то новые ее виды, возникшие в городах, а затем распространившиеся под влиянием городской моды и в деревне. До петровских указов об обязательном ношении в городах европейской одежды, сарафаны носили и дворянки, и боярыни, и горожанки, и крестьянки.
Существующие разновидности
Выделяют несколько фасонов русского народного сарафана. Каждый из них следует рассмотреть более подробно:
- глухой или же туникообразный, не оснащенный швом в передней части. Такой крой русского одеяния начал применяться одним из первых. При пошиве применялось цельное полотно, на котором фиксировались боковые элементы. Вырез горловины в данном случае делался высоким. Для того же, чтобы можно было продеть голову, на изделии делался надрез. Данный элемент завязывали с помощью тесемок или же застегивали пуговицами. При пошиве применялись грубые материалы. Например, сукно или же холст. Низ подола при этом украшался с помощью аппликаций или же вышивки;
- косоклинный. Изделие состоит из нескольких деталей. В конструкцию входит один задний элемент, пара передних и два косых клинышка, которые размещаются в боковых частях. В передней части изделие застегивалось с помощью изготовленных из металла пуговиц или же просто завязывалось тесемкой. При пошиве использовались домотканые материи или же фабричные материалы. Выбор той или иной ткани напрямую зависел от того, какого статуса девушка и с какой целью изготавливается наряд. Русские сарафаны могли украшаться различным декором. Например, для повседневной носки использовались ленты. Праздничные одеяния отделывались камнями, кружевом или же вышивкой;
- прямой, также известный как московский и круглый. Обладает наибольшей популярностью. Отличительное его особенностью является простота пошива. Одежда изготавливается из пары прямых деталей, которые вверху прособираются и таким образом создаются мелкие складки. В завершение на изделии просто фиксируются лямки;
- с лифом. В таком наряде подчеркивается силуэт. Верх в данном случае облегающий, но юбка при этом остается объемной. Лиф нередко выполнялся на кокетке. Его выделяли с помощью пояска, который фиксировался в области талии.
Изучив, какими особенностями обладали русские сарафаны, самостоятельно пошить такой предмет гардероба не составит труда.
Косоклинный распашной сарафан
Самым популярным на протяжении XVIII—первой половины XIX века был косоклинный распашной сарафан. Косоклинник шили из трех основных полотнищ ткани — двух впереди и одного сзади. По бокам к полотнищам пришивались несколько косых клиньев, которые значительно расширяли подол. Неширокие вверху, некоторые сарафаны по подолу достигали восьми и более метров.
Передние полотнища сарафана застегивались на металлические дутые, ажурные или литые пуговки с петлями из шелкового или шерстяного шнурка, отсюда и пословица про щеголих: «Пуговки литые, петельки витые». Пуговиц могло быть тринадцать, девятнадцать и более. В более поздние времена в некоторых костюмах застежку стали имитировать или вовсе зашивать.
Косоклинные сарафаны всячески старались украсить: вдоль застежки пришивали металлические галуны, серебряные и золотные кружева, узорные ленты. Праздничные косоклинники шили из самых разнообразных тканей: из холста домашнего производства с масленой или кубовой набойкой, из шерстяного или льняного домотканого полотна, крашеного в различные оттенки красного, синего или черного цветов, кумача, нанки, китайки, но особенно ценились сарафаны, сделанные из дорогих покупных тканей: парчи, узорного шелка. тафты, штофа, бархата. Представьте, как роскошно смотрелся такой сарафан: «шупка женская холодная, атлас красный, круживо кованое золотное».
В XVII веке богатые сарафаны могли быть оторочены мехом, как, например, «кунтыш камчатный, кружево золото и серебряно, огонки бобровые». Конечно, такие наряды носились не одним поколением. И даже совершенно выйдя из моды, они долго сохранялись как семейная реликвия, поскольку для приобретения или изготовления праздничного костюма затрачивались немалые деньги. В одной из росписей XVII века упоминаются два сарафана — дорогой «шушун сукна красного с нарядом» стоимостью четыре (!) рубля и «крашенинник с нарядом», стоимостью восемь гривен. Народ подшучивал над своей любовью к роскоши: «На пузе — шёлк, а в пузе — щёлк»
В тех районах, где были распространены сарафанные комплексы, наряды с праздничными косоклинными распашными сарафанами носили мешанки, дочери и жены купцов и ремесленников в больших и уездных городах, девушки и женщины из состоятельных крестьянских семей. Несколько стилизованные «русские сарафаны», сшитые модистками, носили некоторые дворянки, шили их и специально для костюмированных балов.
Сарафаны надевали на одну или две рубахи (нижнюю и верхнюю), для создания пышной формы поддевали нижние юбки, а во второй половине XIX века и кринолины. Чаше всего сарафаны подпоясывались. Сверху на них, в зависимости от местной традиции, надевали различных фасонов душегреи, шугаи или кофты. Такие богатые костюмы обязательно венчали головные уборы: у девушек — повязки, венцы, короны, у женшин — сороки, повойники, кички, кокошники.
Завершали такие костюмы всевозможными украшениями, шалями или даже тончайшей шелковой фатой. На ноги, начиная с XVII столетия, обували искусно сделанные сапожки из яркой и тонкой кожи, а с XIX века — городские модные ботинки «полсапожки, носки лаковые».
Сарафанов нонь не носим, нам от них убыточек:
Надо восемь метров ситца. Три катушки ниточек.
Очень точно подмечено в этой задорной частушке 20-х годов прошлого века. Однако носить сарафаны после революции 1917 года перестали не из-за дороговизны: на все исконно русское не просто прошла мода, но сарафаны, поневы и старинные рубахи объявили пережитком прошлого.
Камка — тонкая шелковая, льняная, шерстяная однотонная ткань: характерная особенность камки — сочетание блестящего фона (узора) с матовым узором (фоном).
Тафта — тонкая шелковая или хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения с блестящей, несколько жесткой поверхностью (жесткость тафты появлялась благодаря тугой скрутке нитей ткани).
Штоф — шелковая плотная ткань с одноцветным узором.
Миткаль — хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, тонкая или более плотная, сероватого цвета. После отбеливания и прокрахмаливания миткаль получал название — коленкор, после набивки узора — ситец, после окрашивания в красный цвет — кумач.
Китайка — в XIX веке под этим названием подразумевалась плотная хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения синего цвета.
По материалам журнала «Славянка»
Видео: Технология изготовления косоклинного сарафана. Автор Элина Глушкова
Мастер-класс по самостоятельному пошиву
Для тематической вечеринки и народного гуляния можно просто купить сарафан. Правда, даже начинающая рукодельница может сшить его самостоятельно. Чтобы изготовить русский сарафан своими руками, достаточно лишь правильно произвести снятие мерок, создать выкройку и строго придерживаться инструкции. Технология пошива косоклинной и прямой модели при этом будет несколько отличаться, но в любом случае сложностей не вызывает.
Детский косоклинный
Русский народный сарафан для девочки сшить не составит труда. Применять при его изготовлении можно как шелковые, так и шерстяные, хлопчатобумажные материалы. Также изделие можно дополнительно оснастить подкладкой. Кроме того, понадобятся в работе следующие материалы:
- ленты, ширина которых варьируется в пределах 3,5 – 4 см. С их помощью будет обшиваться верх и лямки;
- пуговицы, оснащенные своеобразной ножкой. Их понадобится около 20 шт.;
- декоративный шнурок, с помощью которого будут отделаны застежки.
На начальном этапе создания сарафана для девочки следует произвести снятие мерок. Первым делом при этом следует определить высоту от щиколотки до подмышечной впадины. Такая длина для детского наряда считается оптимальной. Если сделать его немного длиннее, ноги будут путаться в подоле. Также следует узнать обхват груди. Чтобы определить ширину подола, достаточно умножить данный параметр на 3.
Выкройка русского сарафана производится по несложной схеме. Изначально нужно на листе начертить трапецию с высотой, равной длине будущего наряда. Верх и низ соответствует объему груди и ширине нижней части. Удобнее всего сложить бумагу пополам, а все значения разделить на 2.
По периметру делаются припуски, равные приблизительно 1,5 см. Полученные детали вырезаются и прикладываются к заблаговременно проглаженному полотну.
После подготовки лекала все детали вырезается. Одна из них выступает в качестве переда, а вторая – спинки. Данные элементы необходимо сшить друг с другом. С одного из боков при этом оставляют отступ, для создания застежки. С этой целью будут использоваться пуговицы или же молния.
После изготовления основной части нужно вшить замок, зафиксировать лямки и украсить верх, а также низ изделия с помощью лент. По всей длине передней части пришиваются пуговицы. С целью имитации застежки из шнура также создаются петли. Готовый предмет гардероба дополнительно украшается. С этой целью могут использоваться атласные ленточки, бисер или же вышивка.
Женский прямой
Нет ничего проще, как сшить русский сарафан прямого кроя. При его создании даже не потребуется выкройка. Подобный вариант идеально подойдет для начинающих мастериц. Размер полотна в данном случае напрямую зависит от ширины подола. Его параметры должны оказаться больше, чем объем груди. Кроме того, во внимание берется длина будущего наряда.
Из ткани вырезается полотно, одна из сторон которого равняется длине будущего изделия, а вторая соответствует ширине его нижней части. С целью определения данного параметра нужно лишь умножить объем груди на 2. Также следует оставить небольшие припуски.
Полученную деталь следует сшить по боковой линии. Ширина верха при этом уменьшается путем выполнения драпировки и должна соответствовать обхвату груди. Складки фиксируются путем машинной строчки или же путем использования резинки.
После оформления краев остается только лишь прикрепить лямки и обшить подол. Когда русский народный сарафан своими руками уже создан, остается лишь украсить его с помощью подходящего декора. Выбирать его можно исходя из личных предпочтений.
Виды русских сарафанов
Самый модный сарафан второй половины XIX-начала XX века почти на всей территории России — прямой или круглый. На севере, в Сибири и на юге его нередко называли москвичом или москалем. Модницы шили его из ярких покупных хлопчатобумажных, шелковых или шерстяных тканей, украшали галунами, лентами, кружевами и бахромой. Крой был самый простой — несколько (от четырех до восьми) прямых полотнищ ткани сшивали между собой и верхний край собирали в мелкие складочки. Каждый москаль, обжившись на новом месте, приобретал местный колорит, поэтому прямые сарафаны были не похожи друг на друга.
Самым «молодым» русским сарафаном стал сарафан на лифе. Пышная прямая юбка пришивалась к лифу, плотно облегающему грудь и спину. Распространение подобной одежды связывают с влиянием традиции переселенцев из западных районов России.
Современное использование
Даже сейчас национальные костюмы продолжают оставаться популярными. Правда, сфера их применения стала несколько иной. Дети такие наряды надевают для театральных постановок, исполнения народных песен или же национальных танцев. Взрослые, как правило, их надевают на тематические вечеринки и мероприятия, которые посвящены культуре русского народа. Также их шьют для выступлений.
Детали народного костюма встречаются даже на показах мод. Сейчас в тренде этнические мотивы. Нередко подобные фасоны используются при создании свадебных платьев. Таким образом отдается дань древним традициям.
Каждый человек должен помнить свою культуру, изучать ее и глубже познавать. Безусловно, многие традиции уже находятся в далеком прошлом, безвозвратно исчезли, но они продолжают оказывать влияние на моду и искусство, культуру в целом. Это же можно сказать и о национальном костюме. Ведь немало экземпляров создавалось настолько тщательно, что их можно смело назвать произведением искусства. Такое одеяние можно даже сделать самостоятельно. Сложностей данный процесс особых не вызывает. Поэтому с такой работой смогут справиться даже начинающие мастерицы.