Россия, Москва, проспект Мира
Телефон:
+7 (495) 500-01- Показать номер
Пн-вс: 11:00—20:00
whatsapp telegram vk email

Уток ткани — что это, и как различить уток и основу

Как строится ткань

Полотно сплетается из двух систем нитей, которые носят название основа, или долевая и уток. Первые располагаются вдоль кромки и параллельно друг другу. Основа обычно однородная и очень прочная. В процессе ткачества опорные нити подвергаются растяжению и перегибанию, и, чтобы сохранить их прочность, долевые нити укрепляют клеящими составами — шлихтой.

Нить утка располагается перпендикулярно основе и тянется от кромки до кромки. Уток подвергаются меньшей нагрузке при создании полотна, поэтому на эту роль берутся менее прочные и неоднородные нити. И ещё одно отличие от основной пряжи, которая на всём полотне остаётся неизменной: уток может состоять из волокон разного цвета.

Строение ткани

Сначала на станок натягиваются долевые нити. Уток используется уже в процессе. Он закладывается разными способами, что и формирует виды материй.

Базовые способы переплетения:

  • полотняное — однородное, зернистое при использовании перекрученной пряжи;
  • саржевое — похоже на полотняное, с диагональным рубчиком;
  • атласное и сатиновое — гладкое за счёт того, что уток идёт в основном под основой, выходя на лицевую сторону через 4 нити или реже.

У всех базовых типов переплетения есть производные усложнённые версии, которые и определяют многообразие материй.

Строение ткани система нитей

ПЕРЕПЛЕТЕ́НИЕ НИ́ТЕЙ

ПЕРЕПЛЕТЕ́НИЕ НИ́ТЕЙ в тка­че­ст­ве, по­ря­док вза­им­но­го рас­по­ло­же­ния ни­тей в тка­нях, оп­ре­де­ляю­щий их струк­ту­ру, внеш­ний вид и свой­ст­ва. Ха­рак­те­ри­зу­ет­ся на­ли­чи­ем оп­ре­де­лён­но­го чис­ла пер­пен­ди­ку­ляр­ных друг дру­гу сис­тем ни­тей – ос­но­вы и ут­ка (в ажур­ных пе­ре­пле­те­ни­ях име­ет­ся до­пол­нит. сис­те­ма осно́вных ни­тей, на­зы­вае­мых пе­ре­ви­воч­ны­ми). Ме­сто, где нить од­ной сис­те­мы пе­ре­кры­ва­ет нить дру­гой сис­те­мы, на­зы­ва­ют пе­ре­кры­ти­ем (ос­нов­ное пе­ре­кры­тие, ес­ли нить ос­но­вы ле­жит по­верх ни­ти ут­ка, и уточ­ное пе­ре­кры­тие, ес­ли свер­ху рас­по­ло­же­на нить ут­ка). Наи­мень­шее чис­ло ни­тей, по­сле ко­то­ро­го по­сле­до­ва­тель­ность рас­по­ло­же­ния пе­ре­кры­тий по­вто­ря­ет­ся, на­зы­ва­ет­ся раппо́ртом П. н. Для гра­фич. изо­бра­же­ния ри­сун­ка П. н. поль­зу­ют­ся сис­те­мой кле­ток (чёр­ные – ос­нов­ные пе­ре­кры­тия, бе­лые – уточ­ные); ка­ж­дый вер­ти­каль­ный ряд кле­ток – нить ос­но­вы, го­ри­зон­таль­ный – нить ут­ка. По­ря­док вза­им­но­го рас­по­ло­же­ния пе­ре­кры­тий ос­но­вы и ут­ка в ка­ж­дом ря­ду мо­жет от­ли­чать­ся; кро­ме то­го, ря­ды мо­гут быть сдви­ну­ты от­но­си­тель­но друг дру­га.

Рис. 1. Графики тканей главных переплетений: а – полотняного; б – саржевого; в – сатинового; г – атласного.

Су­ще­ст­вую­щие П. н. де­лят­ся на глав­ные, мел­ко­узор­ча­тые, слож­ные и круп­но­узор­ча­тые (жак­кар­до­вые). К глав­ным пе­ре­пле­те­ни­ям от­но­сят­ся по­лот­ня­ное, сар­же­вое, са­ти­но­вое и ат­лас­ное (рис. 1). По­лот­ня­ное пе­ре­пле­те­ние име­ет с ли­це­вой и из­на­ноч­ной сто­ро­ны оди­на­ко­вое чис­ло ос­нов­ных и уточ­ных пе­ре­кры­тий, т. е. тка­ни с обе­их сто­рон име­ют оди­на­ко­вое строе­ние. Рап­порт пе­ре­пле­те­ния по ос­но­ве и по ут­ку ра­вен двум ни­тям. По­лот­ня­ным пе­ре­пле­те­ни­ем бы­ли из­го­тов­ле­ны са­мые древ­ние тка­ни. Та­ким пе­ре­пле­те­ни­ем вы­ра­ба­ты­ва­ют наи­бо­лее тон­кие, лёг­кие тка­ни (напр., ши­фон, ба­тист, ки­сея, мус­лин и др.), а так­же мит­каль и др.

При зна­чит. раз­ни­це в тол­щи­не ни­тей ос­но­вы и ут­ка на тка­ни об­ра­зу­ют­ся по­пе­реч­ные или про­доль­ные руб­чи­ки, соз­даю­щие реп­со­вый эф­фект (т. е. лож­ный репс). Та­кое по­лот­ня­ное пе­ре­пле­те­ние ис­поль­зу­ет­ся при из­го­тов­ле­нии шер­стя­ных и хлоп­ча­то­бу­маж­ных де­ко­ра­тив­ных тка­ней. При при­ме­не­нии кре­по­вой крут­ки (ни­ти ос­но­вы силь­но скру­че­ны, а ни­ти ут­ка сла­бо скру­че­ны) по­лот­ня­ным пе­ре­пле­те­ни­ем по­лу­ча­ют креп-жор­жет, креп-ма­ро­кен, креп­де­шин и др.

Сар­же­вое пе­ре­пле­те­ние ха­рак­те­ри­зу­ет­ся на­ли­чи­ем на по­верх­но­сти тка­ни на­клон­ных по­ло­сок – диа­го­на­лей, об­ра­зован­ных из ос­нов­ных и уточ­ных пе­рекры­тий вслед­ст­вие сдви­га рап­пор­та пе­ре­пле­те­ния в ка­ж­дом по­сле­дую­щем го­ри­зон­таль­ном ря­ду пе­ре­кры­тий на од­ну нить. Рап­порт пе­ре­пле­те­ния сар­жи – три и бо­лее ни­тей. Чем боль­ше рап­порт сар­же­во­го пе­ре­пле­те­ния, тем ши­ре диа­го­наль. Обыч­но диа­го­наль на­прав­ле­на сни­зу сле­ва вверх на­пра­во. Сар­же­вым пе­ре­пле­те­ни­ем вы­ра­ба­ты­ва­ют тка­ни под­кла­доч­но­го и пла­тель­но-кос­тюм­но­го на­зна­че­ния (сар­жа, сук­но, га­бар­дин, ка­зи­нет, ка­ше­мир и др.).

Са­ти­но­вое пе­ре­пле­те­ние об­ра­зу­ет на ли­це­вой по­верх­но­сти тка­ни длин­ные уточ­ные пе­ре­кры­тия, а оди­ноч­ные ос­нов­ные пе­ре­кры­тия рав­но­мер­но рас­по­ло­же­ны на пло­ща­ди рап­пор­та. Ат­лас­ное пе­ре­пле­те­ние об­ра­зу­ет на ли­це­вой сто­ро­не тка­ни длин­ные ос­нов­ные пе­ре­кры­тия, а оди­ноч­ные уточ­ные пе­ре­кры­тия рав­но­мер­но рас­по­ло­же­ны на пло­ща­ди рап­пор­та. Эти два пе­ре­пле­те­ния не­раз­рыв­но свя­за­ны: ес­ли на ли­це­вой сто­ро­не тка­ни ат­лас­ное пе­ре­пле­те­ние, то на из­на­ноч­ной – са­ти­но­вое и на­обо­рот. Рап­порт пе­ре­пле­те­ния по ос­но­ве ра­вен пя­ти и бо­лее ни­тям. Тка­ни с эти­ми пе­ре­пле­те­ния­ми име­ют глад­кую бле­стя­щую по­верх­ность и вы­со­кую плот­ность. Са­ти­но­вым пе­ре­пле­те­ни­ем ча­ще все­го вы­ра­ба­ты­ва­ют­ся хлоп­ча­то­бу­маж­ные са­ти­ны, ат­лас­ным – шёл­ко­вые тка­ни (ат­ла­сы).

Рис. 2. График тканей мелкоузорчатого переплетения: а – рогожка; б – просвечивающее переплетение.

Мел­ко­узор­ча­тые пе­ре­пле­те­ния под­раз­де­ля­ют­ся на про­из­вод­ные от глав­ных (ро­гож­ка, реп­со­вые пе­ре­пле­те­ния, а так­же те­не­вые и уси­лен­ные са­ти­ны, ат­ла­сы и др.) и ком­би­ни­ро­ван­ные (про­све­чи­ваю­щие, кре­по­вые и др.); по­зво­ля­ют соз­да­вать на по­верх­но­сти тка­ни мел­кие гео­мет­рич. ри­сун­ки (рис. 2). Про­из­вод­ные пе­ре­пле­те­ния по­лу­ча­ют на ба­зе глав­ных пу­тём уси­ле­ния оди­ноч­ных ос­нов­ных или уточ­ных пе­ре­кры­тий. Уси­ле­ние про­ис­хо­дит бла­го­да­ря вы­во­ду на ли­це­вую сто­ро­ну сдво­ен­ных (при сте­пени уси­ле­ния 2) пе­ре­кры­тий. В боль­шин­ст­ве слу­ча­ев про­из­вод­ные пе­ре­пле­те­ния со­хра­ня­ют при­зна­ки ис­ход­ных пе­ре­пле­те­ний.

Из про­из­вод­ных по­лот­ня­но­го пе­ре­пле­те­ния наи­бо­лее час­то при­ме­ня­ет­ся ро­гож­ка; та­кая ткань внеш­не на­по­ми­на­ет ткань по­лот­ня­но­го пе­ре­пле­те­ния, од­на­ко ри­су­нок на тка­ни го­раз­до круп­нее. Реп­со­вые пе­ре­пле­те­ния об­ра­зу­ют на по­верх­но­сти тка­ни про­доль­ный или по­пе­реч­ный руб­чик. Пе­ре­пле­те­ние ром­бо­вид­ная сар­жа по­зво­ля­ет по­лу­чить на тка­ни ри­су­нок в ви­де ром­би­ков, ло­ма­ная сар­жа (по ос­но­ве и по ут­ку) – го­ри­зон­таль­ную или вер­ти­каль­ную зиг­за­го­об­раз­ную ли­нию (при­чём вер­ши­ны зуб­цов рас­по­ла­га­ют­ся на од­ном уров­не), об­рат­нос­дви­ну­тая сар­жа – ри­су­нок «ёлоч­ка», ко­то­рый ча­ще все­го ис­поль­зу­ют при из­го­тов­ле­нии кос­тюм­ных тка­ней.

Тка­ни ком­би­ни­ров. пе­ре­пле­те­ний по­лу­ча­ют пу­тём на­ло­же­ния или со­че­та­ния про­стых и про­из­вод­ных пе­ре­пле­те­ний. Про­све­чи­ваю­щие пе­ре­пле­те­ния, вы­ра­ба­ты­вае­мые на ба­зе по­лот­ня­но­го пе­ре­пле­те­ния и его про­из­вод­ных, об­ра­зу­ют ажур­ный ри­су­нок из кле­ток; на по­верх­но­сти тка­ни име­ют­ся рав­но­мер­но рас­по­ло­жен­ные про­све­ты (рис. 2). В од­ном рап­пор­те про­све­чи­ваю­ще­го пе­ре­пле­те­ния об­ра­зу­ют­ся два про­све­та. Та­кое пе­ре­пле­те­ние ис­поль­зу­ют при из­го­тов­ле­нии блу­зоч­ных и со­ро­чеч­ных тка­ней, а так­же кан­вы для вы­ши­ва­ния. Кре­по­вые пе­ре­пле­те­ния со­зда­ют­ся из оди­ноч­ных или груп­по­вых ос­нов­ных или уточ­ных пе­ре­кры­тий, хао­тич­но рас­пре­де­лён­ных в рап­пор­те. Тка­ни кре­по­вых пе­ре­пле­те­ний име­ют мел­ко­зер­ни­стую по­верх­ность; ис­поль­зу­ют­ся для вы­ра­бот­ки блу­зоч­ных и пла­тель­ных тка­ней.

Слож­ные пе­ре­пле­те­ния вклю­ча­ют неск. сис­тем ни­тей ос­но­вы и ут­ка (по­лу­то­рас­лой­ные, двух­слой­ные и мно­го­слой­ные), а так­же вор­со­вые, пе­ре­ви­воч­ные (ажур­ные) и др. пе­ре­пле­те­ния. Мно­го­слой­ные пе­ре­пле­те­ния ис­поль­зу­ют­ся пре­им. для из­го­тов­ле­ния тка­ней тех­нич. на­зна­че­ния (напр., для из­го­тов­ле­ния лен­ты транс­пор­тё­ра). Вор­со­вые пе­ре­пле­те­ния об­ра­зу­ют на по­верх­но­сти тка­ни ворс (см. Вор­со­вые тка­ни). В тка­нях пе­ре­ви­воч­но­го пе­ре­пле­те­ния ажур­ный эф­фект по­лу­ча­ют пу­тём пе­ре­ви­ва­ния ни­тей ос­но­вы од­ной сис­те­мы ни­тя­ми ос­но­вы др. сис­те­мы. При­ме­ня­ют­ся двух­слой­ные пе­ре­пле­те­ния для вы­ра­бот­ки шер­стя­ных паль­то­вых тка­ней (напр., дра­па), шёл­ко­вых пла­тель­но-кос­тюм­ных тка­ней, хлоп­ча­то­бу­маж­ной бай­ки и др.; пе­ре­ви­воч­ные – для раз­но­об­раз­ных ажур­ных тка­ней (блу­зоч­ных, плать­е­вых, а так­же для за­на­ве­сей).

Круп­но­узор­ча­тые пе­ре­пле­те­ния со­сто­ят од­но­вре­мен­но из не­сколь­ких пе­ре­пле­те­ний, ко­то­рые по­зво­ля­ют по­лу­чить сю­жет­ную ком­по­зи­цию (бу­кет, пей­заж, порт­рет и т. п.). В рап­пор­те тка­ней круп­но­узор­ча­тых пе­ре­пле­те­ний чис­ло раз­но­пе­ре­пле­таю­щих­ся ос­нов­ных ни­тей боль­ше 45, для их вы­ра­бот­ки ткац­кий ста­нок дол­жен быть ос­на­щён Жак­кар­да ма­ши­ной (по­это­му круп­но­узор­ча­тые тка­ни на­зы­ва­ют жак­кар­до­вы­ми). Слож­ные круп­но­узор­ча­тые пе­ре­пле­те­ния ис­поль­зу­ют при из­го­тов­ле­нии ков­ров, го­бе­ле­нов, по­кры­вал, ме­бель­но-де­ко­ра­тив­ных тка­ней, раз­но­об­раз­но­го ас­сор­ти­мен­та тка­ней для оде­ж­ды.

Как определить уточное направление

В новом отрезе направление долевой определяется по кромке и совпадает с ней. Сложнее сориентироваться на остатке материи, без кромки, однако это вполне возможно.

Нити основы длинные, прочные, не растягиваются. Поэтому, если резко растянуть ткань по этому направлению, раздастся звонкий хлопок. Уточные нитки гораздо рыхлее, тоньше и неоднороднее основы, при их резком растягивании раздаётся глухой звук.

Образцы тканей

Плотность материи определяется по основе. Самый простой способ узнать, где какая линия — потянуть ткань. По долевой полотно тянется заметно хуже, чем по утку, либо не тянется вовсе.

Зачем определять направление нитей? Обнаружение основных и уточных волокон крайне важно при раскрое. Прежде всего, это касается брюк, юбок и др. предметов одежды, которым придётся испытывать сильные нагрузки на растяжение. Крайне важно расположить выкройки вдоль кромки на тонких и трикотажных материях. Если не соблюсти эти условия, одежда будет менее прочной, быстро растянется, потеряет форму и износится.

Схема ткацкого станка

Совет! При раскрое постельного белья из плотных тканей кроить поперёк основы приемлемо.

Уток — нить, идущая от кромки к кромке, и именно способ её закладки определяет тип плетения, фактуру и блеск ткани. При раскрое очень важно правильно определить направление вспомогательных нитей — детали должны располагаться поперёк утка, иначе будут сильно деформироваться и быстро изнашиваться.

Простые схемы

Простое переплетение ткани, известное несколько тысяч лет называют таковым, т.к. они легче всего в ручной работе, но до сих пор популярны.

Разновидности переплетений текстильных полотен: схемы и описания

Полотняный вид

Считается самым жестким и прочным видом ткацкого переплетения. Практически не рвется, не склонен к истиранию, не боится стирки в горячей воде с отбеливателем. Ткань очень хорошо кроется и поддается шитью. Для начинающих портных и швей — лучший старт, так как край не ворсится и не расползается.

Разновидности переплетений текстильных полотен: схемы и описания

Для полотняного вида характерен шахматный порядок нитей. При нем основная нить поочередно переплетает каждую уточную, чем и создается последовательный порядок.

Разновидности переплетений текстильных полотен: схемы и описания

Если полотняное переплетение изготовлено из волокон одной толщины, то поверхность становится ровной и гладкой. В некоторых случаях используются нитки разного диаметра. Для такого полотна характерны рубчики с одной стороны.

Разновидности переплетений текстильных полотен: схемы и описания

Также встречается метод переплетения, называющийся «креп». Он образуется при высокой кучности. Таким образом получается полотно очень высокой зернистости. На ощупь чувствуется небольшая шероховатость, которая может отдавать блеском.

Разновидности переплетений текстильных полотен: схемы и описания

Полотняный вид ткется из следующих материалов:

  1. Хлопок. Из него получается ситцевая, бязевая и батистовая ткань.
  2. Лен. Парусин и бортовка.
  3. Шелк. Жоржеты, шифоны.
  4. Шерсть. Сукно.

Разновидности переплетений текстильных полотен: схемы и описания

Этот вид плетения выступает основой для более сложных схем, так как может модифицироваться с помощью удлинения перекрытий и сдвигом.

Саржевый вид

Саржевое переплетение имеет много сходств с предыдущим типом. Однако есть 2 основных отличия:

  1. Рапорт имеет минимум 3 нитки. В переплетении полотняным образом встречается только 2. Количество нитей в тканях здесь является решающим, так как полностью меняет качество итогового полотна.
  2. При перемещении к каждому следующему рапорту, происходит сдвиг на 1 нитку.

Разновидности переплетений текстильных полотен: схемы и описания

В результате образуется характерный диагональный рубчик. Он может меняться, в зависимости от плотности. Повышенная кучность делает рубец более крутым и выраженным. При ее уменьшении, он становится менее заметным.

Разновидности переплетений текстильных полотен: схемы и описания

Они намного плотнее, тяжелее, толще, в сравнении с полотняным штрихом. Практически не поддается истиранию. Но при этом немного уступает им по прочности. Хорошо тянется (особенно при нагрузке по диагонали) и драпируется.

Разновидности переплетений текстильных полотен: схемы и описания

В раскрое они менее удобны, так как направленное по диагонали натяжение может исказить ткань. Зачастую делаются на основе хлопка-шерстяных составов.

Атласные и сатиновые виды

Отличаются приятной, гладкой поверхностью, блеском на солнце. Эффект добивается с помощью очень редкого переплетения основы и утка. По своим качествам делится на 2 вида:

  1. Сатиновое переплетение ткани. Образовывается в том случае, если наружная сторона представлена уточными нитками.
  2. Атласное переплетение. Противоположность сатину – на наружной стороне расположены основные нити.

Разновидности переплетений текстильных полотен: схемы и описания

Несмотря на мягкость, материал очень прочный и износостойкий. Не боится стирки ручной или в машине. Позволяет легко наносить на поверхность рисунок, который не портится даже при небрежном уходе.

Разновидности переплетений текстильных полотен: схемы и описания

Чтобы добиться глянца и яркости наружной стороны, делают удлинения.

Переплетение эластичное. При растяжении не склонно к разрывам. При этом, сразу после этого восстанавливает первоначальную форму.

Разновидности переплетений текстильных полотен: схемы и описания

Традиционно эти типы переплетения производятся из натурального шелка с незначительным добавлением прочих материалов. Но встречаются и сугубо хлопковые или льняные ткани.

Разновидности переплетений текстильных полотен: схемы и описания

Важно заметить, что атлас очень похож на саржу. Может возникнуть вопрос «чем саржевое переплетение отличается от атласного». Ответ в их плотности и особых диагональных полосах.

Разновидности переплетений текстильных полотен: схемы и описания

Как определить долевую нить в трикотажном полотне?

Наличие кромки опять-таки снимает вопрос, но если ее нет, то растяжимость полотна мало поможет вам, хотя считается, что в трикотаже долевая будет растягиваться меньше всего. Вы можете также воспользоваться следующими советами.

Что такое долевая нить и как ее определить

Способ 1. При ближайшем рассмотрении вы увидите, что трикотажное полотно состоит из петельных столбиков и рядов. Направление столбиков соответствует направлению долевой нити, рядов — нити утка.

Способ 2. Некоторые виды трикотажных полотен по краю сворачиваются трубочкой. Поскольку по долевой материал лежит ровно, эта особенность поможет вам ее определить.

Как зашить дырку на трикотаже: 7 разных способов ремонта разных дыр

Мелкоузорчатые схемы

К мелкоузорчатым схемам относится 2 подтипа:

  1. Усложненные простые. По сути, это стандартные схемы, представленные выше, но имеющие определенное усиление.
  2. Комбинированные. Представляют уже смесь 2 разных схем, создающих 3 — новое.

Разновидности переплетений текстильных полотен: схемы и описания

Репс

Это видоизмененное полотняное плетение. Их легко отличить по характерному рубчику, который образовывается на поверхности. Существует в 2 видах:

  1. С поперечным рубчиком. Образуется благодаря увеличению длины перекрытия основных нитей.
  2. С продольным. Напротив, удлиняются уточные нитки.

Разновидности переплетений текстильных полотен: схемы и описания

Репс имеет довольно редкую кучность ниток, из-за чего ткань очень мягкая. Но при этом она обладает меньшей прочностью и эластичностью. При раскрое они важно наблюдать за расположением направления рубчиков. Если оно не будет совпадать, вероятна деформация полотна и ее негодность.

Разновидности переплетений текстильных полотен: схемы и описания

Рогожка

Переплетение нитей в рогожке очень похоже на полотняное, но также имеет некоторые отличия. Нитяной рисунок намного ярче выражен. Полотно очень плотное, но в то же время мягкое и приятное. Имеет высокую эластичность и не боится разрывов.

Разновидности переплетений текстильных полотен: схемы и описания

Уточная нитка и основная симметричны друг другу и образуют определенный квадрат. Рапорт может иметь пропорцию 2х2 или увеличенную 4х4, как на презентации.

Разновидности переплетений текстильных полотен: схемы и описания

Производные варианты саржевого вида

Саржевое плетение имеет больше всего производных. Каждое из них отличается от первоначального типа удлинением перекрытий. Поэтому диагонали становятся протяжными и более выраженными. Они могут быть односторонними или равными между уткам и основой.

Разновидности переплетений текстильных полотен: схемы и описания

В зависимости именно от этой пропорции, образуются следующие разновидности:

  1. Сложная саржа. Ее отличают диагонали на лицевой стороне, имеющие разную ширину. Как правило, при написании сложную саржу определяют дробью. В этом случае в числителе указывается количество ниток, а в знаменателе — величину смещения. В некоторых случаях сложную форма называют многорубчиковой.
  2. Ломаная. Иногда его называют елочным из-за специфики диагонального рисунка. Для нее характерным является ломанные линии под прямым углом. Из-за этого образуется характерный рисунок елочкой.
  3. Обратная. Ткань саржевого переплетения схожа с ломаной, но при этом в рисунке имеется сдвиг. От этого форма диагоналей получается более необычной.

Разновидности переплетений текстильных полотен: схемы и описания

Производные варианты атласных и сатиновых видов

К производным этих видов относятся модифицированные и усиленные ткани. К примеру, в усиленном сатине из 8 нитей каждого ряда утка также есть 2 основы и 6 утков. В итоге, ткань получается намного прочнее.

Разновидности переплетений текстильных полотен: схемы и описания

Что такое долевая нить?

Что такое долевая нить и как ее определить

Итак, долевая нить — это нить основы, идущая по направлению работы ткацкого станка. Именно потому, что она идет вдоль длины полотна, ее и называют долевой.

Кромкой при этом называется крепкий, закрепленный специальным текстильным способом край полотна.

Нить утка — это перпендикулярная основе нить, а их пересечение и составляет базовую структуру ткани.

Как научиться шить: советы начинающим

Нетканые материалы

Нетканный материал

Первые известные нетканые полотна ‒ войлок и ватин. Для производства использовались ткацкие приемы, а сами материалы не имели структуры из долевых и поперечных нитей.

Производство его появилось лет 90 назад. Для его изготовления используется разное сырье:

  • синтетическое (полиамид, полипропилен);
  • натуральное (вискоза, лен, хлопок, шерсть);
  • вторсырье.

А также применяются различные методы скрепления волокон (механический, химический, термический, комбинированный). Это позволило существенно сэкономить на отходах и самом процессе производства, а также изготовить материалы с абсолютно новыми характеристиками.

Нетканые полотна могут быть огнестойкими, абсорбирующими, водоотталкивающими, устойчивыми к разрыву и износу, очень мягкими и предельно жесткими. Их часто используют при пошиве спецодежды и предметов для медиков и спасательных служб, для изготовления средств гигиены, постельного или столового белья.

Однако не менее часто его используют для подкладки (флизелин) и верха пальто и плащей, для сорочек и халатов, платьев блузок, пляжной и спортивной стрейчевой одежды (эластан, нейлон).

Ссылка на основную публикацию
Похожее