Как строится ткань
Полотно сплетается из двух систем нитей, которые носят название основа, или долевая и уток. Первые располагаются вдоль кромки и параллельно друг другу. Основа обычно однородная и очень прочная. В процессе ткачества опорные нити подвергаются растяжению и перегибанию, и, чтобы сохранить их прочность, долевые нити укрепляют клеящими составами — шлихтой.
Нить утка располагается перпендикулярно основе и тянется от кромки до кромки. Уток подвергаются меньшей нагрузке при создании полотна, поэтому на эту роль берутся менее прочные и неоднородные нити. И ещё одно отличие от основной пряжи, которая на всём полотне остаётся неизменной: уток может состоять из волокон разного цвета.
Сначала на станок натягиваются долевые нити. Уток используется уже в процессе. Он закладывается разными способами, что и формирует виды материй.
Базовые способы переплетения:
- полотняное — однородное, зернистое при использовании перекрученной пряжи;
- саржевое — похоже на полотняное, с диагональным рубчиком;
- атласное и сатиновое — гладкое за счёт того, что уток идёт в основном под основой, выходя на лицевую сторону через 4 нити или реже.
У всех базовых типов переплетения есть производные усложнённые версии, которые и определяют многообразие материй.
ПЕРЕПЛЕТЕ́НИЕ НИ́ТЕЙ
ПЕРЕПЛЕТЕ́НИЕ НИ́ТЕЙ в ткачестве, порядок взаимного расположения нитей в тканях, определяющий их структуру, внешний вид и свойства. Характеризуется наличием определённого числа перпендикулярных друг другу систем нитей – основы и утка (в ажурных переплетениях имеется дополнит. система осно́вных нитей, называемых перевивочными). Место, где нить одной системы перекрывает нить другой системы, называют перекрытием (основное перекрытие, если нить основы лежит поверх нити утка, и уточное перекрытие, если сверху расположена нить утка). Наименьшее число нитей, после которого последовательность расположения перекрытий повторяется, называется раппо́ртом П. н. Для графич. изображения рисунка П. н. пользуются системой клеток (чёрные – основные перекрытия, белые – уточные); каждый вертикальный ряд клеток – нить основы, горизонтальный – нить утка. Порядок взаимного расположения перекрытий основы и утка в каждом ряду может отличаться; кроме того, ряды могут быть сдвинуты относительно друг друга.
Рис. 1. Графики тканей главных переплетений: а – полотняного; б – саржевого; в – сатинового; г – атласного.
Существующие П. н. делятся на главные, мелкоузорчатые, сложные и крупноузорчатые (жаккардовые). К главным переплетениям относятся полотняное, саржевое, сатиновое и атласное (рис. 1). Полотняное переплетение имеет с лицевой и изнаночной стороны одинаковое число основных и уточных перекрытий, т. е. ткани с обеих сторон имеют одинаковое строение. Раппорт переплетения по основе и по утку равен двум нитям. Полотняным переплетением были изготовлены самые древние ткани. Таким переплетением вырабатывают наиболее тонкие, лёгкие ткани (напр., шифон, батист, кисея, муслин и др.), а также миткаль и др.
При значит. разнице в толщине нитей основы и утка на ткани образуются поперечные или продольные рубчики, создающие репсовый эффект (т. е. ложный репс). Такое полотняное переплетение используется при изготовлении шерстяных и хлопчатобумажных декоративных тканей. При применении креповой крутки (нити основы сильно скручены, а нити утка слабо скручены) полотняным переплетением получают креп-жоржет, креп-марокен, крепдешин и др.
Саржевое переплетение характеризуется наличием на поверхности ткани наклонных полосок – диагоналей, образованных из основных и уточных перекрытий вследствие сдвига раппорта переплетения в каждом последующем горизонтальном ряду перекрытий на одну нить. Раппорт переплетения саржи – три и более нитей. Чем больше раппорт саржевого переплетения, тем шире диагональ. Обычно диагональ направлена снизу слева вверх направо. Саржевым переплетением вырабатывают ткани подкладочного и плательно-костюмного назначения (саржа, сукно, габардин, казинет, кашемир и др.).
Сатиновое переплетение образует на лицевой поверхности ткани длинные уточные перекрытия, а одиночные основные перекрытия равномерно расположены на площади раппорта. Атласное переплетение образует на лицевой стороне ткани длинные основные перекрытия, а одиночные уточные перекрытия равномерно расположены на площади раппорта. Эти два переплетения неразрывно связаны: если на лицевой стороне ткани атласное переплетение, то на изнаночной – сатиновое и наоборот. Раппорт переплетения по основе равен пяти и более нитям. Ткани с этими переплетениями имеют гладкую блестящую поверхность и высокую плотность. Сатиновым переплетением чаще всего вырабатываются хлопчатобумажные сатины, атласным – шёлковые ткани (атласы).
Рис. 2. График тканей мелкоузорчатого переплетения: а – рогожка; б – просвечивающее переплетение.
Мелкоузорчатые переплетения подразделяются на производные от главных (рогожка, репсовые переплетения, а также теневые и усиленные сатины, атласы и др.) и комбинированные (просвечивающие, креповые и др.); позволяют создавать на поверхности ткани мелкие геометрич. рисунки (рис. 2). Производные переплетения получают на базе главных путём усиления одиночных основных или уточных перекрытий. Усиление происходит благодаря выводу на лицевую сторону сдвоенных (при степени усиления 2) перекрытий. В большинстве случаев производные переплетения сохраняют признаки исходных переплетений.
Из производных полотняного переплетения наиболее часто применяется рогожка; такая ткань внешне напоминает ткань полотняного переплетения, однако рисунок на ткани гораздо крупнее. Репсовые переплетения образуют на поверхности ткани продольный или поперечный рубчик. Переплетение ромбовидная саржа позволяет получить на ткани рисунок в виде ромбиков, ломаная саржа (по основе и по утку) – горизонтальную или вертикальную зигзагообразную линию (причём вершины зубцов располагаются на одном уровне), обратносдвинутая саржа – рисунок «ёлочка», который чаще всего используют при изготовлении костюмных тканей.
Ткани комбиниров. переплетений получают путём наложения или сочетания простых и производных переплетений. Просвечивающие переплетения, вырабатываемые на базе полотняного переплетения и его производных, образуют ажурный рисунок из клеток; на поверхности ткани имеются равномерно расположенные просветы (рис. 2). В одном раппорте просвечивающего переплетения образуются два просвета. Такое переплетение используют при изготовлении блузочных и сорочечных тканей, а также канвы для вышивания. Креповые переплетения создаются из одиночных или групповых основных или уточных перекрытий, хаотично распределённых в раппорте. Ткани креповых переплетений имеют мелкозернистую поверхность; используются для выработки блузочных и плательных тканей.
Сложные переплетения включают неск. систем нитей основы и утка (полутораслойные, двухслойные и многослойные), а также ворсовые, перевивочные (ажурные) и др. переплетения. Многослойные переплетения используются преим. для изготовления тканей технич. назначения (напр., для изготовления ленты транспортёра). Ворсовые переплетения образуют на поверхности ткани ворс (см. Ворсовые ткани). В тканях перевивочного переплетения ажурный эффект получают путём перевивания нитей основы одной системы нитями основы др. системы. Применяются двухслойные переплетения для выработки шерстяных пальтовых тканей (напр., драпа), шёлковых плательно-костюмных тканей, хлопчатобумажной байки и др.; перевивочные – для разнообразных ажурных тканей (блузочных, платьевых, а также для занавесей).
Крупноузорчатые переплетения состоят одновременно из нескольких переплетений, которые позволяют получить сюжетную композицию (букет, пейзаж, портрет и т. п.). В раппорте тканей крупноузорчатых переплетений число разнопереплетающихся основных нитей больше 45, для их выработки ткацкий станок должен быть оснащён Жаккарда машиной (поэтому крупноузорчатые ткани называют жаккардовыми). Сложные крупноузорчатые переплетения используют при изготовлении ковров, гобеленов, покрывал, мебельно-декоративных тканей, разнообразного ассортимента тканей для одежды.
Как определить уточное направление
В новом отрезе направление долевой определяется по кромке и совпадает с ней. Сложнее сориентироваться на остатке материи, без кромки, однако это вполне возможно.
Нити основы длинные, прочные, не растягиваются. Поэтому, если резко растянуть ткань по этому направлению, раздастся звонкий хлопок. Уточные нитки гораздо рыхлее, тоньше и неоднороднее основы, при их резком растягивании раздаётся глухой звук.
Плотность материи определяется по основе. Самый простой способ узнать, где какая линия — потянуть ткань. По долевой полотно тянется заметно хуже, чем по утку, либо не тянется вовсе.
Зачем определять направление нитей? Обнаружение основных и уточных волокон крайне важно при раскрое. Прежде всего, это касается брюк, юбок и др. предметов одежды, которым придётся испытывать сильные нагрузки на растяжение. Крайне важно расположить выкройки вдоль кромки на тонких и трикотажных материях. Если не соблюсти эти условия, одежда будет менее прочной, быстро растянется, потеряет форму и износится.
Совет! При раскрое постельного белья из плотных тканей кроить поперёк основы приемлемо.
Уток — нить, идущая от кромки к кромке, и именно способ её закладки определяет тип плетения, фактуру и блеск ткани. При раскрое очень важно правильно определить направление вспомогательных нитей — детали должны располагаться поперёк утка, иначе будут сильно деформироваться и быстро изнашиваться.
Простые схемы
Простое переплетение ткани, известное несколько тысяч лет называют таковым, т.к. они легче всего в ручной работе, но до сих пор популярны.
Полотняный вид
Считается самым жестким и прочным видом ткацкого переплетения. Практически не рвется, не склонен к истиранию, не боится стирки в горячей воде с отбеливателем. Ткань очень хорошо кроется и поддается шитью. Для начинающих портных и швей — лучший старт, так как край не ворсится и не расползается.
Для полотняного вида характерен шахматный порядок нитей. При нем основная нить поочередно переплетает каждую уточную, чем и создается последовательный порядок.
Если полотняное переплетение изготовлено из волокон одной толщины, то поверхность становится ровной и гладкой. В некоторых случаях используются нитки разного диаметра. Для такого полотна характерны рубчики с одной стороны.
Также встречается метод переплетения, называющийся «креп». Он образуется при высокой кучности. Таким образом получается полотно очень высокой зернистости. На ощупь чувствуется небольшая шероховатость, которая может отдавать блеском.
Полотняный вид ткется из следующих материалов:
- Хлопок. Из него получается ситцевая, бязевая и батистовая ткань.
- Лен. Парусин и бортовка.
- Шелк. Жоржеты, шифоны.
- Шерсть. Сукно.
Этот вид плетения выступает основой для более сложных схем, так как может модифицироваться с помощью удлинения перекрытий и сдвигом.
Саржевый вид
Саржевое переплетение имеет много сходств с предыдущим типом. Однако есть 2 основных отличия:
- Рапорт имеет минимум 3 нитки. В переплетении полотняным образом встречается только 2. Количество нитей в тканях здесь является решающим, так как полностью меняет качество итогового полотна.
- При перемещении к каждому следующему рапорту, происходит сдвиг на 1 нитку.
В результате образуется характерный диагональный рубчик. Он может меняться, в зависимости от плотности. Повышенная кучность делает рубец более крутым и выраженным. При ее уменьшении, он становится менее заметным.
Они намного плотнее, тяжелее, толще, в сравнении с полотняным штрихом. Практически не поддается истиранию. Но при этом немного уступает им по прочности. Хорошо тянется (особенно при нагрузке по диагонали) и драпируется.
В раскрое они менее удобны, так как направленное по диагонали натяжение может исказить ткань. Зачастую делаются на основе хлопка-шерстяных составов.
Атласные и сатиновые виды
Отличаются приятной, гладкой поверхностью, блеском на солнце. Эффект добивается с помощью очень редкого переплетения основы и утка. По своим качествам делится на 2 вида:
- Сатиновое переплетение ткани. Образовывается в том случае, если наружная сторона представлена уточными нитками.
- Атласное переплетение. Противоположность сатину – на наружной стороне расположены основные нити.
Несмотря на мягкость, материал очень прочный и износостойкий. Не боится стирки ручной или в машине. Позволяет легко наносить на поверхность рисунок, который не портится даже при небрежном уходе.
Чтобы добиться глянца и яркости наружной стороны, делают удлинения.
Переплетение эластичное. При растяжении не склонно к разрывам. При этом, сразу после этого восстанавливает первоначальную форму.
Традиционно эти типы переплетения производятся из натурального шелка с незначительным добавлением прочих материалов. Но встречаются и сугубо хлопковые или льняные ткани.
Важно заметить, что атлас очень похож на саржу. Может возникнуть вопрос «чем саржевое переплетение отличается от атласного». Ответ в их плотности и особых диагональных полосах.
Как определить долевую нить в трикотажном полотне?
Наличие кромки опять-таки снимает вопрос, но если ее нет, то растяжимость полотна мало поможет вам, хотя считается, что в трикотаже долевая будет растягиваться меньше всего. Вы можете также воспользоваться следующими советами.
Способ 1. При ближайшем рассмотрении вы увидите, что трикотажное полотно состоит из петельных столбиков и рядов. Направление столбиков соответствует направлению долевой нити, рядов — нити утка.
Способ 2. Некоторые виды трикотажных полотен по краю сворачиваются трубочкой. Поскольку по долевой материал лежит ровно, эта особенность поможет вам ее определить.
Как зашить дырку на трикотаже: 7 разных способов ремонта разных дыр
Мелкоузорчатые схемы
К мелкоузорчатым схемам относится 2 подтипа:
- Усложненные простые. По сути, это стандартные схемы, представленные выше, но имеющие определенное усиление.
- Комбинированные. Представляют уже смесь 2 разных схем, создающих 3 — новое.
Репс
Это видоизмененное полотняное плетение. Их легко отличить по характерному рубчику, который образовывается на поверхности. Существует в 2 видах:
- С поперечным рубчиком. Образуется благодаря увеличению длины перекрытия основных нитей.
- С продольным. Напротив, удлиняются уточные нитки.
Репс имеет довольно редкую кучность ниток, из-за чего ткань очень мягкая. Но при этом она обладает меньшей прочностью и эластичностью. При раскрое они важно наблюдать за расположением направления рубчиков. Если оно не будет совпадать, вероятна деформация полотна и ее негодность.
Рогожка
Переплетение нитей в рогожке очень похоже на полотняное, но также имеет некоторые отличия. Нитяной рисунок намного ярче выражен. Полотно очень плотное, но в то же время мягкое и приятное. Имеет высокую эластичность и не боится разрывов.
Уточная нитка и основная симметричны друг другу и образуют определенный квадрат. Рапорт может иметь пропорцию 2х2 или увеличенную 4х4, как на презентации.
Производные варианты саржевого вида
Саржевое плетение имеет больше всего производных. Каждое из них отличается от первоначального типа удлинением перекрытий. Поэтому диагонали становятся протяжными и более выраженными. Они могут быть односторонними или равными между уткам и основой.
В зависимости именно от этой пропорции, образуются следующие разновидности:
- Сложная саржа. Ее отличают диагонали на лицевой стороне, имеющие разную ширину. Как правило, при написании сложную саржу определяют дробью. В этом случае в числителе указывается количество ниток, а в знаменателе — величину смещения. В некоторых случаях сложную форма называют многорубчиковой.
- Ломаная. Иногда его называют елочным из-за специфики диагонального рисунка. Для нее характерным является ломанные линии под прямым углом. Из-за этого образуется характерный рисунок елочкой.
- Обратная. Ткань саржевого переплетения схожа с ломаной, но при этом в рисунке имеется сдвиг. От этого форма диагоналей получается более необычной.
Производные варианты атласных и сатиновых видов
К производным этих видов относятся модифицированные и усиленные ткани. К примеру, в усиленном сатине из 8 нитей каждого ряда утка также есть 2 основы и 6 утков. В итоге, ткань получается намного прочнее.
Что такое долевая нить?
Итак, долевая нить — это нить основы, идущая по направлению работы ткацкого станка. Именно потому, что она идет вдоль длины полотна, ее и называют долевой.
Кромкой при этом называется крепкий, закрепленный специальным текстильным способом край полотна.
Нить утка — это перпендикулярная основе нить, а их пересечение и составляет базовую структуру ткани.
Как научиться шить: советы начинающим
Нетканые материалы
Первые известные нетканые полотна ‒ войлок и ватин. Для производства использовались ткацкие приемы, а сами материалы не имели структуры из долевых и поперечных нитей.
Производство его появилось лет 90 назад. Для его изготовления используется разное сырье:
- синтетическое (полиамид, полипропилен);
- натуральное (вискоза, лен, хлопок, шерсть);
- вторсырье.
А также применяются различные методы скрепления волокон (механический, химический, термический, комбинированный). Это позволило существенно сэкономить на отходах и самом процессе производства, а также изготовить материалы с абсолютно новыми характеристиками.
Нетканые полотна могут быть огнестойкими, абсорбирующими, водоотталкивающими, устойчивыми к разрыву и износу, очень мягкими и предельно жесткими. Их часто используют при пошиве спецодежды и предметов для медиков и спасательных служб, для изготовления средств гигиены, постельного или столового белья.
Однако не менее часто его используют для подкладки (флизелин) и верха пальто и плащей, для сорочек и халатов, платьев блузок, пляжной и спортивной стрейчевой одежды (эластан, нейлон).